Чтобы выполнить медальную программу максимум, российским лыжникам в оставшиеся шесть дней чемпионата мира нужно завоевать две золотые медали. Возможно ли это? Размышляет Елена Вайцеховская.
Видов, в которых шансы российских лыжников на победу наиболее велики, всего два. Оба мужские – классическая гонка на 15 км и эстафета. Можно, конечно, назвать еще и 50-километровый марафон, применительно к которому болельщики, да и тренеры тоже, достаточно высоко расценивают шансы Сергея Устюгова, но двукратный чемпион мира в нынешней ситуации – скорее кот в мешке. Темная лошадка, способная в равной степени как превзойти себя и напомнить соперникам, что его все-таки следует опасаться, так и прийти к финишу во втором десятке. Ничуть не хочу обидеть Сергея подобными размышлениями, но за первые два выступления в Зеефельде он достаточно наглядно продемонстрировал, что амбиции стоят не в пример выше готовности. А это – не самое лучшее сочетание, когда речь ведется о больших победах.
Совсем другое дело – Большунов. После того, как Александр упустил реальную победу в скиатлоне и то же самое произошло с легендарным Мартином Сундбю, норвежец сказал, что «пятнашку» классикой этот русский наверняка выиграет.
Возможно, со стороны Сундбю эти слова были лишь дежурным проявлением хорошего тона: Большунов выглядел на пресс-конференции настолько расстроенным, что многие пытались хоть как-то его подбодрить. С другой стороны, о выдающихся способностях Александра на «классической» лыжне известно всем. К чемпионату мира подопечный Юрия Бородавко подошел в великолепной форме. Что еще нужно человеку, чтобы принять вызов во всеоружии?
Помешать, как ни странно, способна чрезмерная уверенность Александра в том, что в гонке, которая будет разыграна в среду, он действительно является одним из наиболее вероятных претендентов на золото. Комментарии спортсмена после двух медальных гонок давали понять, что свое двойное серебро он считает исключительно собственной недоработкой. Оба раза ринулся вперед и взял гонку на себя, когда делать этого совсем не стоило, потому и проиграл. В скиатлоне – Шуру Рете, на финише командного спринта – Йоханнесу Клебо. В классике противостоять россиянину будет действующий чемпион мира на этой дистанции Ийво Нисканнен и вице-чемпион забега двухлетней давности Сундбю. Да и в отношении всех остальных имеет смысл вспомнить хрестоматийное высказывание выдающегося борца Михаила Мамиашвили: «На ковер люди не из больниц приходят».
Известный и, наверное, самый опытный из российских лыжных тренеров Александр Грушин, комментируя первые гонки лыжников в Зеефельде, сказал:
«Пока мне не слишком нравится то, что я наблюдаю. Такое ощущение, что наши ребята в упор не видят соперников, перестали их уважать. Связывают свой результат исключительно с собственными действиями, а это неправильно. Если ты не воспринимаешь соперника, то перестаешь обращать внимание на какие-то вещи и, соответственно, становишься уязвим сам. Зачем, например, Большунов пошел вперед в скиатлоне? Почему тренеры не подсказали ему, что он делает ошибку? Получился ведь абсолютно классический вариант: Рете и Сундбю попеременно менялись, помогая друг другу идти, и в итоге «накормили» Большунова так, что будь дистанция чуть длиннее, он мог бы не удержать вторую позицию. Это было хорошо видно в самом конце гонки, когда Сундбю делал очередной рывок. И дело тут ведь не в том, что норвежцы вели какую-то командную игру. Будь они разных национальностей, уверен, действовали бы абсолютно аналогичным образом, как всегда действуют два лидера, которые хотят «отцепить» того, кто им мешает. Большунов мешал. Так что ему в определенной степени повезло, что на финише Сундбю бросил бороться. Мартин никогда не отличался какой-то выдающейся финишной скоростью и сам наверняка прекрасно понимал, что на последних метрах ему уже нет смысла упираться».
Сам Большунов сказал о тактике норвежцев в скиатлоне коротко: «Мне все это не понравилось». Удивляться вряд ли стоит: кому понравится вслух признавать тот факт, что тебя переиграли? Интересный, кстати, момент: в среде российских лыжных болельщиков принято уничижительно отзываться о тех, кто предпочитает вести по ходу гонок позиционную борьбу и до последнего отсиживаться за спиной тех, кто самоотверженно тащит гонки на себе. Выглядят подобные комментарии как минимум нелогично: тактики «рюкзака» часто придерживался в лыжных гонках легендарный Петтер Нортуг, сейчас ее сплошь и рядом демонстрирует более молодая легенда норвежских лыж Йоханнес Клебо, и достаточно беглого взгляда на послужной список обоих, чтобы прийти к выводу: если подобные действия работают, значит нет никаких оснований для того, чтобы от них отказываться.
Ну а если кому-то подобные манеры не по душе – это отдельный вопрос. Встаньте на старт, как говорится, и постарайтесь сделать лучше.
Комментарии