Для профессиональных триатлетов сезон в самом разгаре, ведь это особенный предолимпийский сезон. Защищать флаг России выйдут пять членов сборной — их выберет Федерация триатлона России.
О том, как начался сезон и как проходит отбор в Рио-де-Жанейро мы поговорили с Александром Брюханковым, обладателем лучшего результата среди сборной России на предыдущих Олимпийских играх, пятикратным победителем чемпионата России, призером чемпионатов Европы, первенств Европы, чемпионатов мира в команде, мировых серий и Кубков мира.
Александр, расскажите, как начался новый соревновательный сезон?
Александр: Этот соревновательный сезон особенный, такие сезоны для спортсменов, которые готовятся и участвуют в Олимпийских играх, бывают один раз в 4 года, поэтому было важно войти в него максимально эффективно. При этом не просто набрать необходимый объем, силу, выносливость, подготовить себя физически и психологически, но и рационально спланировать старты, чтобы подойти к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро Бразилия в лучшей форме, без травм и прочих эксцессов.
Недавно я съездил на свои первые старты. Там я увидел, на что готов сейчас и как подготовлены мои соперники, посмотрел, над чем надо работать и чему уделить особо пристальное внимание.
Чего с точки зрения результатов ожидаешь от соревновательного сезона? Какие старты важные и почему?
Александр: От сезона я ожидаю плавного прироста результатов, которые позволят подойти к РИО в лучшей своей форме. При этом хорошее начало сезона, не всегда говорит о том, что ты будешь хорошо выступать на всех стартах.
Планирование очень важно, поэтому всегда в конце предыдущего сезона составляется план. В нем прописывается, где спортсмен будет тренироваться до и во время сезона, где и в каких стартах выступать.
Также есть промежуточные старты, где ты смотришь, на какой сейчас стадии и правильно ли движешься к своему главному старту. Конечно, соревнований у нас много и нужно весь сезон держать себя в хорошей форме, но есть некоторые старты, где ты должен показать свой пик — это чемпионат Европы, мира и России. До Олимпийских игр пройдет чемпионат Европы в Лиссабоне, остальные старты будут уже после РИО.
Может ли допинговый скандал коснуться триатлетов?
Александр: Уверен, что нет, хотя могут быть и исключения. Мы абсолютно спокойно относимся к проверкам на допинг, потому что это часть жизни профессионального спортсмена. У нас есть страничка в интернете, где мы заполняем расписание своих поездок, мест сборов и соревнований. Таким образом, специалисты, проверяющие на допинг спортсменов, знают, где я буду находиться, и могут приехать проверить в любой день, в любое время. Есть свои недостатки такого подхода, ведь бывают ситуации, когда что-то случилось и надо срочно уехать в другой город. Если в это время приезжают для допинг-теста и тебя не находят, то автоматически ставят «плюс». Три «плюса» собрал и получаешь два года дисквалификации. Примерно так работает система.
На допинг проверяют чаще, если ты находишься в мировой двадцатке. В этом году ко мне уже приезжали несколько раз, ничего страшного.
Какие позиции наши спортсмены занимают в международных рейтингах?
Александр: Сейчас на Олимпиаду от России отбираются трое мужчин и две женщины. Есть определенный порядок, который прописан в правилах Международного союза триатлона. На Олимпиаду попадает только 55 сильнейших во всем мире мужчин и 55 сильнейших женщин. Три мужских и три женских лицензии — это максимальная квота на страну, и таких сейчас — восемь. Мы пока входим в восьмерку сильнейших стран по мужчинам, но надеемся, что возьмем и третью женскую лицензию.
Отбор начался за два года до Олимпиады, с июня 2014 года и будет закончен в июне 2016 года. Если я не ошибаюсь, то отбираются по итогам 15 стартов. Есть также прямые лицензии, это когда становишься чемпионом своего континента.
Таким образом, Россия уже имеет три мужских лицензии и поехать по ним может любой российский спортсмен, входящий в 120 сильнейших триатлетов мирового рейтинга. В июне Федерация триатлона будет решать, кто именно поедет. На данный момент наиболее вероятные претенденты — это братья Полянские и я. Среди женщин — это Саша Разаренова из Питера и Настя Абросимова из Москвы.
Как ты оцениваешь наши шансы на медали в РИО?
Александр: Я бы не хотел сейчас говорить о наших шансах на старте в РИО, ведь гонка всегда непредсказуема. Ты выступаешь один раз в четыре года, до этого еще надо отобраться, чтобы получить лицензию на Олимпиаду. Попытка у триатлетов только одна. У пловцов или бегунов, например, несколько возможностей выиграть медаль, участвуя в соревнованиях в разных дистанциях, командной эстафете. У нас же один шанс в 4 года, если ты его не реализовал, то жди снова. Итак нервничаешь, а если еще начинают дергать, то вообще плохо… Поэтому на Олимпийские Игры надо подходить сильным и физически, и психологически.
Кто из молодых триатлетов, по твоему мнению, сможет показать впечатляющие результаты на международных соревнованиях?
Александр: За нами есть небольшая «стенка» спортсменов, которая может нас заменить на международной арене, это Игорь Полянский и, конечно, мой младший брат Андрей Брюханков. Они будут упорно бороться за то, чтобы защищать цвета российского флага на Олимпийских Играх в 2020 году.
Как ты считаешь, в каком возрасте триатлет реализует свой максимальный потенциал?
Александр: Если говорить о про-уровне, то профессиональные спортсмены начинают показывать хороший результат на международных стартах с 21 года и до 36 лет. Как правило, после 36, иногда раньше, уходят в 70.3 или IRONMAN.
Конкурируешь ли ты с кем-то на международном уровне, есть ли такой друг-соперник на стартах, с которым всегда сложно, но интересно?
Александр: На международном уровне много сильных спортсменов, с которыми всегда интересно соревноваться и от многих ты даже не знаешь, чего ожидать. Но, наверное, самый основной друг или соперник на старте — это ты сам. Преодолей себя — и ты победишь всех.
Как профессиональный спортсмен, ощущаешь ли ты нехватку специалистов в спортивной индустрии?
Александр: Специалистов высокого уровня у нас по-прежнему мало, как, наверно, и в других видах спорта, я не говорю про футбол и хоккей, с ними отдельная история. И, конечно, чтобы спортсмен показал хороший результат, нужны специалисты в разных областях, потому что из мелочей складывается результат. Секрет хорошей подготовки и отличной физической формы на стартах — это ведь не только тренировки, но и работа грамотного тренера, массажиста, врача, физиотерапевта, менеджера. Я благодарен своим друзьям, что в нужный момент они приходят на помощь, могут диагностировать и починить, когда нужно, дать правильный совет. Если бы их не было, я бы не поднимался так высоко.
Недавно ты начал тренировать. Как это произошло? Есть уже, кем из учеников гордиться?
Александр: Я уже много лет делюсь своим опытом с родными, друзьями и просто с людьми, которые нуждаются в помощи. Мой брат Андрей Брюханков, член сборной России по триатлону, — вот результат моего первого опыта передачи знаний и умений в триатлоне. Я очень горжусь им.
Но в какой-то момент я решил, что настало время делиться не только с друзьями. Пора брать на себя ответственность и за других, незнакомых мне людей, помогать им достигать своих целей.
В сентябре 2015 года, я сделал пост в Facebook, в котором сообщил, что набираю учеников и готов поделиться своим опытом. Сейчас у меня несколько учеников, к каждому я нахожу свой подход с учетом его уровня подготовки, здоровья, спортивного прошлого. У нас есть годовой план, включающий макро- и микроциклы. План обязательно учитывает запланированные старты, это могут быть не только чисто триатлонные старты, но и участие в отдельных дисциплинах.
Каждое воскресенье ученик получает план тренировок на неделю исходя из индивидуального графика жизни человека и поставленных целей. В месячном цикле мы три недели наращиваем объем, а четвертую снижаем, чтобы закрепить полученный результат и дать возможность организму отдохнуть.
Я обязательно обращаю внимание ученика, на что нужно делать упор, в каких пульсовых зонах работать, какие упражнения делать. Очень важен аспект восстановления и питания. Я рекомендую, как питаться, какие витамины и когда принимать, объясняю для чего именно. Моя задача подготовить и подвести к стартам сильного, здорового и получающего удовольствие от спорта человека. Поэтому все должно быть постепенным.
Мы часто обсуждаем выбор стартов, понятно, что неопытный спортсмен хочет стартовать, как можно чаще и, как правило, переоценивает возможности своего организма и необходимый период восстановления. Моя задача — объяснить и помочь рационально распределить старты. Сегодня мы с учениками находимся на стадии тренировки и подводки к стартам. Они выйдут на свои первые соревнования уже в мае, тогда и увидим результаты.
Каково это — учить дистанционно?
Александр: Специфика удаленного дистанционного сопровождения тренировок такова, что я не вижу, как именно человек выполняет задания, поэтому всегда рекомендую тренеров на месте, которые могли бы работать над техникой. Иногда прошу сбросить видео, чтобы посмотреть и что-то посоветовать, увидеть динамику. Нюансов очень много и не только во время самого тренировочного процесса, но и, например, в таких вопросах, как найти хорошего специалиста по посадке (на велосипеде — прим. ред.) в Москве, или что делать с периодически возникающей болью в ноге, к кому обратиться.
Не менее важна работа с эмоциональным состоянием спортсмена, ведь триатлон — это тяжелый вид спорта и задор с которым многие приходят в него часто пропадает в длительном сложном физически процессе подготовки. Здесь на одной первичной мотивации не протянешь, нужен характер, дисциплина. Моя задача — помочь, подсказать, что делать в сложные моменты, когда ученик сталкивается с болью, усталостью, упадком сил, нервным напряжением. Порекомендовать упражнения по аутотренингу и расслаблению. Иногда нужно просто поговорить, убедить, что то, что человек переживает в тот момент — это нормально, это все проходят и нужно сконцентрироваться на том, что уже достигнуто и двигаться дальше.
Комментарии