Кубок мэра — единственный предсезонный турнир, в котором проверит свои силы действующий обладатель Кубка Гагарина ЦСКА. В предстоящем сезоне армейцы попытаются выиграть трофей третий раз кряду, чего еще никому не удавалось. Причем за новым титулом армейцы пойдут практически той же обоймой, что и в прошлом сезоне. А значит, ставка будет сделана на мастерство прежних лидеров, среди которых и форвард Михаил Григоренко. Лучший бомбардир и самый ценный игрок Кубка Гагарина-2023 рассказал в эксклюзивном интервью «РГ» как пережить 27 матчей плей-офф, ругается ли главный тренер ЦСКА Сергей Федоров, а также поделился отношением к новшествам предстоящего сезона.
По внешним признакам прошлый сезон получился для вас одним из лучших в карьере. Изнутри у вас тоже такое ощущение?
Михаил Григоренко: По итогам так, наверное, можно сказать. Но в процессе все непросто складывалось, в том числе, лично для меня. Начало, середина сезона скомканными получились. Хорошо провел конец «регулярки», плей-офф, благодаря чему сезон и можно назвать хорошим.
А что именно непросто складывалось?
Михаил Григоренко: Бывают такие матчи. Иногда даже игра идет, а забросить шайбу, набрать очки не получается. Все это начинает давить. Психологически становится сложнее. Бывает, длинные перелеты выбивают из колеи. Здесь очень много факторов. Но под конец сезона все стабилизировалось, созданные моменты превратились в голы, а командная игра привела к победе.
В декабре прошлого года вы стали лучшим снайпером в российской истории ЦСКА. Следите за такими вещами?
Михаил Григоренко: Всегда следил за статистикой. Есть же сайты, на которых выкладывают информацию о том, что достигаешь каких-то вех. Всегда приятно входить в историю, тем более такого великого клуба.
Обладатель Кубка Гагарина ЦСКА примет участие только в одном предсезонном турнире КХЛ — стартующем 24 августа Кубке мэра Москвы
В Кубке Гагарина вы провели 27 матчей из 28 возможных. Как не утонуть в рутине бесконечных перелетов, гостиниц и так далее?
Михаил Григоренко: Ты понимаешь, что цель — Кубок и многим жертвуешь ради конечного результата. Но у нас командный вид спорта, все друг друга поддерживают. 25 человек, а еще тренерский штаб, персонал — всего человек 50, которые одержимы одной целью. В этом плане проще, ты не один. Все подчинено победе, иногда это тяжело, но ты понимаешь: много ребят, которые на тебя надеются, а ты надеешься на них.
В плей-офф есть всеобщий обычай отращивать бороды. А у вас были свои приметы, которых вы придерживались?
Михаил Григоренко: Тоже бороду отращивал, хотя я всегда с бородой хожу. А так других примет особо не припомню. Есть свои рутинные моменты. Одно и то же питание, одни и те же тренировки.
А так человек вы не суеверный?
Михаил Григоренко: Наверное, нет. Но какие-то моменты присутствуют. Например, забил клюшкой гол, в следующем матче ей же буду играть. И наоборот. Какие-то такие вещи. Думаю, у каждого игрока есть такие моменты, которые ты даже не замечаешь, они получаются сами собой.
После такого изнурительного сезона от самого слова «хоккей» не тошнило?
Михаил Григоренко: Да нет. За плей-офф НХЛ, например, следил. На лед, конечно, не особо тянуло. От самой игры отошли в сторону, а про хоккей все равно всегда думаешь.
Кому-то в Кубке Стэнли симпатизировали?
Михаил Григоренко: Под конец за «Вегас» уже болел. Там пара ребят знакомых, друг хороший, с которым семьями дружим. Так что за «Вегас» был очень рад.
Вы выиграли два Кубка Гагарина подряд, а всего у вас уже три таких трофея. Где найти эмоции, мотивацию идти за четвертым?
Михаил Григоренко: Знаете как — сезон длинный, а аппетит приходит во время еды. Думаю, постепенно все снова станут одержимы вот этой единственной целью. Кубок Гагарина не выигрывается в первый день: это длинная, кропотливая работа, за которую мы, профессионалы, получаем большие деньги. Здесь нужно просто приходить и работать день за днем.
То, что у вас тренировки начались сильно позже большинства команд, — ощутимое подспорье?
Михаил Григоренко: Это здорово, что позже собрали. Повторюсь, сезон длинный. Не вижу смысла раньше начинать тренировки. Мы уже провели хорошую работу. У нас достаточно времени, чтобы подготовиться и подойти к началу сезона в оптимальной форме. Еще пройдет много времени, прежде чем все выйдут на один уровень физподготовки. В плей-офф все команды примерно в одном состоянии, там уже другие моменты выходят на первый план.
Сергей Федоров что-то новое в тренировочный процесс привнес?
Михаил Григоренко: Пока трудно сказать. Тренируемся плюс-минус по тому же плану, что и в прошлом году. Но мы еще не играли предсезонные игры и какие-то тактические вещи еще не отрабатывали. Наверняка, в сезоне что-то новое появится. Опять же, введены новые правила, к ним нужно приспособиться. Думаю, что-то поменяется.
Есть условное разделение на тренеров тактиков и тренеров мотиваторов. Сергея Федорова вы бы к какому типу отнесли?
Михаил Григоренко: Всего по чуть-чуть. Сергей Викторович берет что-то от разных тренеров, от помощников и даже от игроков. Трудно отнести его в какую-то категорию. Хороший тренер, результаты которого говорят сами за себя.
Наверняка, Федоров хоть раз да чем-то удивил даже вас, человека, повидавшего многое…
Михаил Григоренко: В первую очередь, вспоминается, как мы в овертайме вратаря снимали. Это если о нестандартных решениях. А так в том году в плей-офф удивляло, насколько он, в прошлом великий мастер, требовал простой игры. Все в простоте, не надо ничего выдумывать. Удивительно было слышать такие слова от такого великого, тонкого игрока.
Сергей Викторович производит впечатление очень спокойного человека. А разозленным вы его видели?
Михаил Григоренко: Конечно, такие ситуации возникали. Но знаете, в карьере попадались такие тренеры… понимаешь, что если где-то ошибся, то придет тренер в раздевалку и наорет. И от этого некомфортно. Здесь такого нет. Федоров спокойный, уравновешенный. Если где-то ошибка, он спокойно объяснит. Это тоже приятный момент.
В команду спустя год вернулся Иван Федотов…
(Интервью было взято до заявления ИИХФ — прим. «РГ»)
Михаил Григоренко: Физическая форма Вани впечатлила. Очень здорово выглядит. Все рады, что он вернулся. На сборах здорово выглядит, хорошо играет. Мы ему поможем, чем сможем, а в сезоне он нам помогать будет.
Какие-то перемены в нем после армии заметили?
Михаил Григоренко: Ваня — хороший, спокойный парень. Профессионал своего дела, сосредоточен на работе. Не думаю, что он сильно изменился.
Все команды плюс-минус сформировали свои составы на ближайший сезон. На бумаге, кто вам видится главным конкурентом ЦСКА?
Михаил Григоренко: «Ак Барс» здорово выглядит при том, что у Казани и так была хорошая команда. Сейчас они еще Евгения Свечникова из НХЛ подписали. Интересно будет на них посмотреть. «Спартак» неплохо усилился, мастеровитые ребята у них собираются. Опять же, «Динамо» московское. Любопытно будет на всех посмотреть, особенно на старте сезона. Календарь непростой, у всех будет шанс себя проявить.
В этом сезоне впервые будет опробован перекрестный формат в плей-офф. Ваше отношение к нововведению?
Михаил Григоренко: Пытаются, видимо, что-то новое придумать, удивить болельщиков. Я на самом деле немного скептически к этой идее отношусь. Посмотрим. Надеюсь, все получится.
С появлением потолка зарплат гонорары ведущих игроков неизменно становятся меньше. Хоккеисты это между собой как-то обсуждают? Может, выражают недовольство?
Михаил Григоренко: Ну да, все это не то чтобы обсуждают, но тенденция заметна. Особенно, если сравнивать с зарплатами в 2013-2014 годах. Сейчас нет игроков уровня Ковальчука, Дацюка. Реально были ребята, которые приезжали из НХЛ на большие деньги, не было потолка, но, мне кажется, тогда и конкуренции, как сейчас, тоже не было.
Вы были топовым проспектом, то есть многообещающим игроком в НХЛ. Почему пока не удалось раскрыть свой потенциал?
Михаил Григоренко: Пока… (смеется). Мечта есть мечта. Как в будущем получится, пока неизвестно. Проспект… проспект — это одно дело. Это еще не состоявшийся игрок. Так сложилась судьба. Я доволен тем, как складывается моя карьера в топовом клубе КХЛ. Плюс это позволило мне сыграть за сборную на Олимпиаде. Рад, что все так произошло.
У вас супруга франко-канадка. Трудно было уговорить ее сменить родную Канаду на Москву?
Михаил Григоренко: Нет, в Москву переехать с ней было не сложно. Она понимает, что она жена хоккеиста и тут ничего не поделать: куда я, туда и она.
В родной Хабаровск ее не возили?
Михаил Григоренко: В Хабаровск свозить не получилось. Так-то и родители уже в Москву перебираются. Так что в Хабаровске особо не к кому приезжать. Может, детей, когда постарше, свозим потом как-нибудь.
Кто из вас говорит лучше: она на русском или вы на французском?
Михаил Григоренко: Тут ничья. Ни я на французском, ни она на русском.
Вы всегда с теплотой отзываетесь о сборной. О чем ностальгируете в первую очередь, помимо больших побед?
Михаил Григоренко: Чемпионаты мира. Это всегда такая вишенка на торте была. Когда попадаешь в сборную, получаешь прилив эмоций. Это ведь признание тренеров, специалистов, которые тебя выбрали в национальную команду. Ребята с НХЛ приезжали. Очень круто в мае было играть на чемпионатах мира. Очень жаль, что сейчас сложилась такая ситуация.
Верите, что еще наденете свитер национальной команды?
Михаил Григоренко: Надеюсь, что нашу сборную допустят, и это случится в скором времени. С каждым годом становишься старше, все сложнее соответствовать уровню сборной. Надеюсь, что еще удастся сыграть за сборную на большом турнире.
Комментарии